Авторизация


  • Забыли пароль?

    Культура народа мари на примере деревни Камеево Мишкинского района

    Культура народа мари на примере деревни Камеево Мишкинского района
    Моя Родина — Россия. Я родился в большой многонациональной Республике Башкортостан.

    Здесь счастливо и дружно живут русские, башкиры, татары, чуваши и люди других национальностей.

    Все эти народы очень бережно сохраняют свое культурное наследие, разговаривают на родных языках, не забывают обычаи и обряды своего этноса.

    И к одним из них относится моя нация — мари. Еще в далёкие времена наши национальные герои Чумбылат, Онар и Акпатыр отстояли права марийцев и дружно воссоединились с другими нациями. С тех пор прошло много лет, но мы, марийцы, из века в век, благодаря бабушкам и дедушкам, передаем нашу культуру детям и внукам. В наше время представители нашей национальности крепко пустили свои корни во всех уголках нашей Родины.

    Я живу в марийской деревне с красивым названием Камеево (Кемий), в честь нашего предка, который перекочевал с древней марийской земли спасаясь от крещения, чтобы сохранить родную языческую веру. Об этом предании я узнал от своей мамы, а она — от своей старой бабушки Пексыле.

    А ведь у нас национальные имена тоже дошли до нынешних времен, такие как Айсыло, Салипа, Уяви, Миклай, Онар. О значениях этих имен можно узнать из справочника «Марийские имена», который имеется в сельской библиотеке. Моя мама работает библиотекарем. Я всё свободное время провожу в читальном зале, и мне очень интересно читать книги о своём народе. Сейчас редко можно встретить детей с исконно марийскими именами, эти имена только носят наши бабушки и дедушки, и они крепко сохраняют свою культуру.

    Если пойдешь к бабушкам в гости, то дома у них всегда найдешь национальную одежду, а на кухне можно увидеть кухонную утварь. Вот взять только мою бабушку. Она молодая. Ей 58 лет, но она в чуланчике хранит старинный сундук своей мамы, моей прабабушки Пексыле. Я вместе со своей мамой и бабушкой очень люблю открывать этот сундук и любоваться вещами старины и «отправляться» в прошлое. В сундуке хранятся сотканные ее руками вещи. Это прадедушкин самотканый кафтан и чулки для лаптей, а вот и женские платья, сшитые из разноцветного ситца и ленточек. На головных платках вышиты гладью красивые цветы, порхающие бабочки и птицы. Мое внимание привлёк сверток, лежащий в углу сундука. Когда бабушка развязала этот пакет, я увидел аккуратно собранный разноцветный бисер разной формы и еще старинные монеты, продырявленные с краю. И мне стало интересно, почему же они дырявые. Со слов бабушки я узнал, что оказывается, раньше из этого бисера и монет женщины делали головные уборы и нагрудные женские украшения для невест.

    Не забыта эта традиция старины и в наши дни. Наши мамы и сестры возрождают женское рукоделие. Сейчас в нашей деревне тоже есть умелицы, которые шьют марийские платья из ситца и ленточек, обновляют марийский гардероб вышитыми гладью платьями и фартуками. А дядя Шакур умеет плести лапти из лыка. Своими лаптями он обеспечил деревенский ансамбль «Нур пеледыш» при сельском Доме культуры.

    Наш деревенский ансамбль бережно хранит и собирает марийские народные песни, частушки и танцы. Участники ансамбля также берегут марийские традиции и передают их маленьким детям и ученикам, чтобы они помнили обряды и национальные праздники народа мари. Их у нас много. Я знаю Праздник новорожденного, Уярня, Кугече, Семык, Пеледыш пайрем, Тувыртыш, Шорык- йол. Все эти торжества и сейчас наши мамы и папы стараются отмечать, не нарушая традиции, как учили их бабушки и дедушки.

    Для сохранения национальной культуры в деревне создан музей. Там собраны женские и мужские марийские национальные костюмы, можно увидеть части ткацкого станка, прялки с колесами, разную кухонную утварь. Я видел деревянные кадушки, ступы, ручную мельницу, угольные утюги и самовары. Вот висит детская зыбка, где и сейчас можно качать младенца. А в библиотеке создан книжный уголок с литературой о прошлой и настоящей жизни народа.

    Чтобы не забыть нашу культуру, традиции и обычаи, в школе мы учим марийский язык и литературу. На уроках мы разговариваем на родном языке, а учителя интересно нам преподносят уроки с новыми материалами.

    Я думаю, если постоянно общаться друг с другом на своем родном языке, возрождать и обновлять традиции и обычаи моего народа, открывать краеведческие музеи, то культурное наследие никогда не потеряет свои корни, а только будет приумножаться с помощью молодого поколения.
    Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

    Автор: К. Шамиданов, ученик 4 класса МБОУ СОШ села Камеево.


    Метки: мари, культура, Камеево

    • Распечатать

    Ссылки на материал


    html-cсылка:

    BB-cсылка:

    Прямая ссылка:
    Ссылки по теме:
    • Марийская свадьба: весело и с задором
      Соблюдаются ли сейчас свадебные обряды и традиции?
    • «Башкортостан — сердце России»
      В преддверии праздника в краеведческой библиотеке района было организовано мероприятие, посвященное нашей малой родине. На нем присутствовали обучающиеся среднего звена средней школы № 2 села Мишкино.
    • Шипка — тайна статуэтки моей бабушки
      Я часто бываю в гостях у дедушки и бабушки. Как-то раз моя младшая сестренка из бабушкиного шкафа вытащила маленькую статуэтку в форме башни. На ней было написано: «Шипка». Мне стало любопытно, откуда у бабушки с дедушкой такая чудесная статуэтка? А в это время как раз вошел дедушка, и я решил спросить у него.
    • В Йошкар-Оле прошли Марийский форум и осенняя сессия Всемарийского Совета ( ...
      В мероприятиях приняли более ста активистов, в том числе марийские лидеры со всех районов Республики Марий Эл, а также регионов, где компактно проживает народ мари — Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Кировская, Нижегородская, Свердловская области, Югра. Мишкинский район в осенней сессии представляли С. Александров, С. Новиков и А. Ибулаев.
    • Мой прадед погиб под Сталинградом
      Героические страницы истории нашей страны и её народа незабываемы. Сколько женщин не дождались своих мужей, сколько детей остались сиротами! Прошло уже 68 лет со Дня Победы, но раны оставшихся в живых ветеранов всё ещё глубоки и болят.
    Коментарии к новости:
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    -->
    Система Orphus