Войти

Авторизация


  • Забыли пароль?
    Сегодня

    Об истории становления коллективного хозяйства в деревне Баймурзино

    Об истории становления коллективного хозяйства в деревне Баймурзино
    В год 250-летия деревни Баймурзино хочу предложить ознакомиться со статьей Николая Яметова, напечатанной в газете «Советская Башкирия» от 27 декабря 1969 года. Думаю, читателям газеты, будет интересно узнать об истории становления коллективного хозяйства в деревне Баймурзино.

    …Труженики колхоза имени Мичурина торжественно отмечали день работников сельского хозяйства. Утром был митинг, посвященный открытию памятника-обелиска Герою Советского Союза И. Ишкинину и односельчанам, павшим в Великой Отечественной войне.

    Живую связь поколений, преемственность славных революционных и трудовых традиций ярко показало и собрание в колхозном клубе, открывшееся сразу же после митинга. В президиуме — седовласые ветераны, организаторы колхоза. В этот день по решению правления колхоза и партийной организации первых колхозников наградили ценными подарками, их имена занесли в Книгу трудовой славы.

    Слушая взволнованные речи создателей артели Айбаша Баймуллина, Ибутая Яманаева, глядя на их торжественные лица, я чувствовал, рядом незримо присутствует Яныбай Тынбалаевич Тынбылаев, организатор колхоза в деревне Баймурзино. Не довелось ему дожить до наших дней. После возвращения с фронта Яныбай умер в родной деревне в 1946 году.

    Яныбай Тынбылаев до конца жизни вел записи. Писал историю деревни Баймурзино и близлежащих сел, рассказывал о революции и гражданской войне в родных местах, доверял бумаге свои мысли и думы. А когда создал колхоз, день за днем описывал новую жизнь.

    Долгое время записи считались утерянными. Между тем, заветные тетради передавались из рук в руки, пока, наконец, не попали к сыну Яныбая Тынбылаева — Янситу. Осталась, правда, часть записей, в которых описаны события осени 1931 года.

    Простой крестьянский парень, бедняк, не имеющий даже начального образования, прошел суровую школу жизни и стал членом великой Партии коммунистов, одним из активных борцов за идеалы.

    …Тетрадь сейчас передо мною. Первой страницы нет. И обрывается она на 33 странице после слов: «…а осенью 1931 года приходили к нам по несколько раз из Кызыл-Юла с просьбой принять в колхоз…».

    Борьба за новую жизнь продолжалась, победа ее уже была близка, ведь крестьяне сами тянулись в колхоз. Но путь к победе был труден. И Яныбай пишет об этом. Вместе с тем — это рассказ о становлении человека, борца за идеалы коммунизма. С волнением открываю потускневшие, со стертыми кое-где записями, страницы.

    В годы первой русской революции Яныбай был слишком мал. Но в памяти его остались факты зарождавшейся битвы народа за лучшую жизнь. Он пишет, как обострялась борьба за раздел земли, проводимый по закону Столыпина:

    «При разделе земли было столкновение с богатыми. Лишь стражники во главе со становым навели порядок. Весной на поле выезжали, привязав к сохе дубины. На всякий случай».

    Яныбай видел происходящее в деревне Баймурзино в 1917–1918 годах. Но тогда он не стал еще борцом, он просто наблюдатель. А борьба уже шла не на жизнь, а на смерть. Читаем:

    «В июле 1918 года на деревенском сходе Князь и Микай Манаковы и еще несколько бедняков избили Сизова Алексея, предводителя кулаков, обладателя больших земель. Через некоторое время белые захватили деревню. Сизов не забыл обиду, и в доме Ильтубая белогвардейцы жестоко избили всех участников июльских событий — Манаковых и других.

    Деревня вскоре перешла к красным. Сизов и Ильтубай были расстреляны. А когда красные были вынуждены покинуть деревню, белогвардейцы, вступив в нее, первым делом арестовали братьев Манаковых и Калема Ахметшина, повели их в Бирск, а по дороге расстреляли…».
    Перед глазами парня проходила напряженная классовая борьба. Яныбай видит, что Советская власть стоит за бедных и неимущих, и это действовало лучше всякой агитации. В тетради есть такая запись:

    «За 1919–1921 годы от тифа, малярии и с голоду умерло в деревне 402 человека. Последствия голодного 1921 года были ужасные. Советская власть помогла семенами, инвентарем».

    Характер Яныбая мужал и закалялся в тяжелые годы. Он был несказанно рад решениям XV съезда партии о коллективизации. Вот как написано об этом в заветной тетради:

    «Долго думать не стоит. Если советская власть, наша партия идут к нам навстречу, и ждут нашей бедняцкой помощи, то надо действовать. Пошел к Зайнашу (Баймуллину). Беседовали с ним целый вечер: о прошлом, о будущем, о создании колхоза. Зайнаш согласился. Потом встретился с Илинбаем (Ибулаевым). Он сказал: «Я тоже слышал эти разговоры. Сам читал в газете. По-всякому думал и пришел к такому выводу: надо объединяться. Пиши и меня, Яныбай».

    В Баймурзино начали создавать колхоз. За неделю записалось 30 семей. Потом, наслушавшись кулацкой агитации, многие приходили к организаторам с просьбой вычеркнуть их фамилии из списка. При этом прятали глаза, глухо говорили: «Не подумавши мы… Еще надо посмотреть. Вычеркни…». Осталось 12 человек. 27 апреля они собрались у одного из колхозников, окончательно договорились о всех делах. На следующий день Яныбай уехал в Бирск для утверждения устава артели. Об этом он пишет в своей тетради:

    «28 апреля 1928 года считается днем рождения колхоза «Болгыдо» («Свет»).

    Сразу же взяли на учет инвентарь: набралось 15 сох и 15 борон. Не густо. Но колхозники не унывали. Вскоре землемер отвел им участок. Кулаки отчаянно сопротивлялись: большая часть земли оказалась в колхозе. Уговоры, угрозы, подкуп — все пустили в ход. Говорили, что колхозная межа проходит через кладбище, а этого, по марийскому обычаю, нельзя допустить. Яныбай Тынбылаев с гневом пишет:

    «Забыли они, как в голодном, 1921 году, всех бедных умерших не довозили даже до кладбища, хоронили сразу за деревней, не считаясь ни с какими обычаями? Пролетариям, мол, все равно. Но вопрос мы поставили конкретно, и земля перешла к нам».

    Колхозникам было тяжело. Яныбай пишет, что никаких ясных указаний по ведению хозяйства не давали. Сообща договорились об оплате труда. Сам Яныбай был и председателем, и счетоводом. Хорошо, пишет он, что собрались в колхозе наиболее стойкие и сознательные. Это помогало преодолевать первые трудности. Усиливалось сопротивление кулаков. Вели они агитацию среди женщин, чтобы вызвать семейные раздоры и ослабить ряды колхозников. Сам Яныбай также не избежал этой участи. Участились ссоры с женой. Кулаки перешли к угрозам:

    «Однажды вечером пришли ко мне двое. Стали ругать, угрожать. Через несколько дней встретил других. Говорят: «Эх, Яныбай, хороший ты парень, но пропадешь ни за что. Лучше брось все это».

    Яныбай ответил им с достоинством, как коммунист.

    Вскоре враги были раскулачены. Колхоз стал набирать силу. С осени 1931 года в Баймурзино начали приходить крестьяне из других деревень с просьбой принять в колхоз.

    На этом записи обрываются.

    38 лет прошло со дня организации колхоза в деревне Баймурзино. Начали с 15 сох и 15 борон, а сейчас сельхозартель имени Мичурина имеет 32 трактора и 16 комбайнов. Высоких результатов добились колхозники во всех отраслях производства. Большие обязательства взяли на юбилейный 1967 год.

    Мне посчастливилось прочесть лишь часть записей Тынбылаева. Большой интерес у меня, да и у всех читателей «Советской Башкирии», могла бы вызвать вторая часть записок. Я продолжаю поиск утерянных тетрадей. Думаю, в этом мне помогут земляки-мишкинцы, особенно члены колхоза имени Мичурина, школьники и учителя.
    Н. Яметов, нештатный соб. корреспондент «Советской Башкирии», Мишкинский район.

    P.S. «О судьбе заветной тетради»
    Лет через тридцать после гибели Н. Яметова, автора статьи, главный бухгалтер редакции Е. Ялаева, разбирая архив, обнаружила папки и тетради, принадлежавшие бывшему редактору, и позвонила мне. Листы в папках и тетрадях были пронумерованы и подписаны Александром Минилбаевым в январе 1973 года (Яметов погиб в июне 1972 года). Папки были под номерами, 1, 3, 7, 8, 9, видимо его промежуточные номера потерялись. А в них были письма, переписки с редакциями газет и журналов, выпускающихся в нашей и Марийской республиках, рукописи и другие бумаги. В одной из таких папок находилась и «Заветная тетрадь», там же была и рукопись второй части повести Я. Ялкайна «Онго» («Кольцо»). Спасибо Евгении Михайловне за внимательность и чуткость, о существовании этих бумаг я раньше не знала. Через людей, знающих сына писателя, я известила о находке. В один из приездов в наш район он пришел ко мне, я отдала рукопись сыну Ялкайна. В тетради Тынбылаева была запись на марийском языке: «Николай друг, после использования нужного тебе материала, тетрадь отправь по адресу: город Уфа,… Янситу Яныбаеву». Я решила исполнить его просьбу, отправить бандероль по адресу. Прежде обратилась к директору Баймурзинской школы Д. Игнаеву, чтобы уточнить адрес Янсита. В деревне они были соседями. Он ответил, что Яныбаев умер. Посоветовавшись, мы решили, что тетрадь должна храниться в музее школы для потомков жителей деревни Баймурзино и отдала ему «Заветную тетрадь». Лет через пять после этого приезжал потомок Яныбая по следам дневника своего предка.
    Т. ДИГИТАЕВА — ЯМЕТОВА[/hide]
    Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.


    Метки: Баймурзино

    •   
    • Распечатать

    Ссылки на материал


    html-cсылка:

    BB-cсылка:

    Прямая ссылка:
    Ссылки по теме:
    • Деревенька моя, деревянная, дальняя…
      Про свою малую родину — деревню Левицкий — я иногда упоминала в статьях в районной газете. Сегодня хочу рассказать о рождении деревни, людях, живущих в ней — своих земляках.
    • Новосафарово — история далекая и близкая
      В девяти километрах от деревни Янагушево когда-то располагалась деревня Казино. В XIX веке там жил боярин, в чьи владения входила большая площадь земель
    • К 70-летию со дня рождения поэта и журналиста Николая Яметова
      Время неподвластно над памятью, храня боль утраты близкого человека. Прошло 38 лет со дня гибели моего брата Николая Камалетдиновича Яметова. Он стоит перед моими глазами - молодой, высокий, красивый, стройный, аккуратный. Седьмого апреля ему бы исполнилось 70 лет. Сегодня я хочу возвратиться к далеким годам его детства, юности, зрелости.
    • Сельхозартель-колхоз имени Ленина Мишкинского района отмечает 85-летний юби ...
      Далекой осенью 1929 года крестьяне села Чураево, познавшие, что дальнейшая жизнь в одиночку просто невозможна, организовали колхоз, назвав его именем Ленина. После этого исторического события прошло 85 лет. Это было время великих перемен. За эти годы неузнаваемо изменился облик села Чураево и окрестных деревень. Люди стали жить лучше.
    • Как строилась школа в деревне Букленды
      Шло бригадное собрание. Обсуждались колхозные дела. Говорили о плане строительства. Вот тут-то встал один из старых колхозников и сказал:
    Коментарии к новости:
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Система Orphus